- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Аспекты конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда и анализ показателей по их трудоустройству
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013680 |
Тема: | Аспекты конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда и анализ показателей по их трудоустройству |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В условиях интеграции российского рынка в мировую экономику конкурентоспособность на рынке труда становится все более значимым фактором экономического роста. Основная проблема заключается в том, что не всегда высокие профессионально-личностные качества кандидата на определенную должность в организации гарантируют получение этой должности в реальности. В данной связи, стоит отметить, что человек как объект рынка труда -это особый товар, представляющий собой совокупность физических, умственных и духовных способностей, благодаря которым он может участвовать в трудовой деятельности. Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается тем, что трудовой потенциал работников и их конкурентоспособность являются компонентами нематериальных активов, формирующих значительную часть стоимости предприятия. Проблеме конкурентоспособности на рынке труда посвящены работы Богдановой Е. Л., Ивановской Л., Сусловой Н., Масловой И. С., Миляевой Л. Г., Маркелова О. И., Подольной Н. П., Мишина А. К., Семерковой Л. Н., Сотниковой С. И., Немцевой Ю. В., Томилова В. В., Семерковой Л. Н., Старобинского Э. Е. Объект исследования — молодые специалисты на рынке труда России. Предметом исследования являются факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. Цель исследования — изучение теоретических и практических аспектов конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда и анализ показателей по их трудоустройству. Задачи исследования: ? изучить понятие конкурентоспособности специалиста; ? определить показатели конкурентоспособности специалиста; ? рассмотреть молодых специалистов как субъекты рынка труда: особенности социальной группы и профессиональные компетенции; ? проанализировать состояние рынка труда молодежи и основные тенденции развития; ? рассмотреть реализация программ стажировок; ? выявить проблемы формирования конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда . Исследование проводилось при помощи следующих методов: метод системного анализа, сравнения, синтеза и обобщения, метод моделирования. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке модели конкурентоспособного специалиста, которая может служить ориентиром как для работодателя в процессе подбора кандидатов на вакантную должность или проверки собственных сотрудников на соответствие занимаемой должности, так и для специалиста в целях саморазвития и планирования профессионального роста. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 2 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА 1.1 Понятие конкурентоспособности специалиста Происхождение термина «конкуренция» связывают с латинским словом concurrere — сталкиваться, таким образом, под конкуренцией следует понимать механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность эффективно функционировать на рынке. Для обычного человека термин конкуренция, несомненно, выражает понятие о людях, энергично конкурирующих друг с другом, каждый из которых старается в своей деятельности опередить своих соперников. Так, например, трактовка термина «конкуренция», предоставляемая Фатхутдиновым Р.А., предлагает понимать под конкуренцией «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях». Конкурентоспособность — многогранная экономическая категория, которая во множестве источников трактуется неоднозначно. Термин «конкурентоспособность» используется применительно и к создаваемой продукции, и к элементам экономических систем, т. е. в настоящее время все большее количество исследователей уделяет внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных предприятий, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже нормативных актов. Таким образом, данный термин может рассматриваться на уровне товара, предприятия (товаропроизводителя), технологий, целой отрасли или региона, страны. В рамках этой традиции исследователями принято считать, что 3 «конкурентоспособный объект — это продукт, создаваемый в рамках бизнес-проекта и способный обеспечить прибыль на конкурентных рынках»1. Соответственно, конкурентоспособность подразумевает способность выдерживать конкуренцию на определенном рынке среди аналогичных объектов. Согласно проведенному анализу экономической литературы, единое понятие конкурентоспособности применительно к рынку труда в настоящее время отсутствует. Можно с уверенностью говорить о том, что конкурентоспособность на рынке труда — это многозначное понятие, содержание которого во многом определяется тем, что тот или иной автор выделяют в качестве объекта конкурентоспособности. Среди многообразия объектов конкурентоспособности можно встретить конкурентоспособность работника, персонала, рабочей силы, трудовых ресурсов и т. д. Рассмотрим некоторые из определений: 1. Конкурентоспособность работника рассматривается как: — мера соответствия способностей работника требованиям рынка и работодателей, а следовательно, возможность участия в социально- экономическом развитии страны (Сотникова С.И., Меликьян Г. Г., Колосова Р. П., Шатохин А.Г.); — уровень подготовленности и профессионализма сотрудников предприятия в терминах их соответствия конкретному рабочему месту или должности (Хлопова Т.В., Галузо Е.А.); — способность выдерживать конкуренцию на рынке труда. (Кибанов А.Я., Ляпкина Н. А., Озерникова Т. Т., Шатохин A. T); — наличие у работников определенных свойств и качеств, обеспечивающих возможность высоких индивидуальных достижений в трудовой деятельности. (Вирина И.В., Тарасова Л. А., Сотникова С.И.); 1 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ, 2016, с. 187. 4 — с одной стороны, развитость человеческих трудовых ресурсов, с другой стороны, мера накопления человеческих трудовых ресурсов. (Степусь А.Ф.) 2. Конкурентоспособность персонала понимается как: — совокупность индивидуальных рейтингов всех сотрудников предприятия (Сотникова С. И, Галузо Е.А.); — возможность эффективной самореализации с ориентацией на требования работодателей (Грошелева Е.Г.); — мера согласования профессиональных качеств работников (Галузо Е.А.); — обобщенная характеристика персонала, способствующая достижению экономической эффективности предприятия на рынке (Сапиженко В.В.); — фактор развития кадрового потенциала предприятия (Носкова М.В.). 3. Конкурентоспособность рабочей силы рассматривается как — потенциал сотрудников на основе анализа их способностей к труду и поиску рабочего места (Вирина ИВ); — фактический уровень способностей работников, который сопоставляется с требованиями рынка (Галузо Е.А., Томилов В. В., Семеркою Л.Н.). 4. Конкурентоспособность потенциала управленческого работника понимается как: — способность работника участвовать в процессах экономического и социального взаимодействия на внутреннем рынке труда в целях достижения желаемого социального статуса (Ивановская Л., Суслова Н.). 5. Конкурентоспособность трудовых ресурсов рассматривается как: — комплекс характеристик трудоспособного населения. определяющих успех его участия в социально-экономической деятельности, совершаемой на определенной территории. Конкурентоспособность трудовых ресурсов характеризуется преимуществами, которые имеет совокупная рабочая сила в удовлетворении рыночной потребности региона или страны в труде (Сотникова С.И.). 6. Конкурентоспособность человеческого капитала интерпретируется как: 5 — интегральная характеристика, обеспечивающая лидерство в конкурентной борьбе на национальном и мировом рынках (Байкова И.А.). Таким образом, конкурентоспособность специалиста на рынке труда представляет собой сложную экономическую категорию, которая является приоритетным объектом внимания, обусловливающим, в конечном итоге, лидерство хозяйствующих субъектов в интенсивной конкурентной борьбе на национальном и мировом рынках. 1.2 Показатели конкурентоспособности специалиста Представления ученых экономистов о сущности показателей конкурентоспособности специалиста сильно разнятся. В зависимости от авторской позиции показатели конкурентоспособности могут рассматриваться также в качестве критериев, либо факторов. Между тем, эти отдельно взятые составляющие конкурентоспособности имеют существенные отличия. Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Показатель - это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.)2 Таким образом, под критерием конкурентоспособности специалиста следует понимать признак, согласно которому можно оценить и установить отличительные особенности специалиста на рынке труда. Среди таких признаков можно указать такие индивидуальные характеристики специалиста, как физические (приятная внешность, хорошее здоровье), умственные и творческие способности, знания, умения и навыки, профессиональный опыт, психологические и моральные качества (например, нравственные установки), личные мотивации. В числе критериев 2 Валитова З.Х., Есимова А.Б. Теоретические вопросы изучения перехода молодежи от обучения к рынку труда // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. №1 (29) С. 154-161. 6 конкурентоспособности специалиста немаловажную роль играют коммуникативные способности, умение находить общий язык с профессиональным окружением. В качестве критерия конкурентоспособности также может выступать социальный статус специалиста, его положение в обществе, происхождение, связи, фамилия. Ю.Г. Одегов помимо умственных и физических характеристик, влияющих на конкурентоспособность специалиста, указывает на такие факторы, как честность, порядочность, совестливость, ответственность, дисциплинированность, инициативность, физическое и душевное здоровье, законопослушность, богобоязненность, патриотизм, честолюбие, стремление к карьере и т. п.К важным компонентам человеческих ресурсов он относит здоровье, потенциал трудовой мобильности, репутацию, запас мотиваций . Критерий конкурентоспособности специалиста выступает в роли качественной характеристики субъекта, в то время, как показатель является характеристикой количественной. По мнению Сотниковой, всю совокупность показателей конкурентоспособности работника можно разделить на базовые и частные показатели. Базовые показатели определяют потенциальную и фактическую эффективность труда в зависимости от психофизиологических, демографических и мотивационных особенностей специалиста, а также определенного уровня его знаний, умений и навыков. Частные показатели характеризуют спрос работодателей на рабочую силу и требования к качеству труда. Данные показатели отражают востребованность специалиста на рынке труда в зависимости от его способностей к качественному труду, обеспечивающему соответствующий уровень дохода, способности к восприятию новой информации, способности наращивать уровень профессионализма, желания самоинвестировать в человеческий капитал. 7 Показатели конкурентоспособности специалиста являются основополагающим элементом в процессе разработки методики оценки конкурентоспособности специалиста и корректируются в зависимости от специфики профессии и целей, которые ставит перед собой организация, проводя оценку работника (подбор соискателей на вакантную должность, формирование состязательной среды для работников за вакантную позицию в организации, оценка соответствия занимаемой должности, и т. д.). В системе профессиональной подготовки показатели конкурентоспособности специалиста служат ориентиром для «разработки организационных механизмов и инструментов, повышающих согласованность требований рынка труда и качество подготовки вузами конкурентоспособных специалистов, соответствующего уровня и профиля». По существу, выпускник вуза или колледжа, начинающий самостоятельную работу в какой-либо организации, является молодым специалистом, соответственно задача учебного заведения — обеспечить соответствие показателей конкурентоспособности выпускника тем требованиям, которые к нему предъявит потенциальный работодатель. О.В. Киржбаум выделяет следующие группы показателей конкурентоспособности выпускника вуза: 1. Профессиональная квалификация — базовая составляющая конкурентоспособности выпускника, которая отражает уровень и сложность образовательной программы, качество подготовки, успешность освоения образовательной программы и т .п. 2. Мотивационный потенциал — отражает цели и ценностные ориентации, уровень притязаний выпускника в профессиональной деятельности, самооценку собственных возможностей, способностей, личностных качеств 3. Маркетинговый потенциал — отражает готовность и способности выпускника к гибкому поведению в процессе взаимодействия с работодателем, с точки зрения реализации профессиональной подготовки, профессионального самоопределения, карьерного плана, готовности 8 к дальнейшей подготовке и переподготовке, уверенности в поведении в процессе трудоустройства и повышает эффективность реализации конкурентоспособности". На основе выделенных показателей автором разработана соответствующая методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников вуза. Расчетная оценка конкурентоспособности выпускников представлена, как интегральный (суммарный) показатель — К, связывающий три группы показателей П1 — профессиональная квалификация, П2 — мотивационный потенциал, П3 — маркетинговый потенциал. Таким образом, показатели конкурентоспособности специалиста имеют не только чисто теоретическое, но и сугубо прикладное значение, в полной мере раскрывая потенциал специалистов для дальнейшего повышения профессиональной квалификации, успешности, а значит, и конкурентоспособности. 1.3 Молодые специалисты как субъекты рынка труда: особенности социальной группы и профессиональные компетенции Новые тенденции, сложившиеся на современном рынке труда, демонстрируют возросшую ценность высшего образования. Специалисты с высшим образованием по определению должны обладать высоким уровнем конкурентоспособности на рынке труда. Начинает формироваться новый сегмент рынка труда, а именно, рынок труда молодых специалистов, обладающий уникальными характеристиками. Необходимо определить, сущность и особенности данной социальной общности. Итак, по распоряжению Правительства "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", молодой специалист – это "гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с 9 уровнем профессионального образования и квалификацией".3 В рамках данной работы мы не будем придерживаться строгого определения "молодого специалиста", а ограничимся условным определением молодого специалиста как выпускника ВУЗа без опыта работы по специальности. Понятие "молодой специалист" тесно связанно с понятием "молодежь" как социальной общности. Многие социологи посвятили свои труды проблеме молодежи и ее места в социальной структуре общества. Важнейшими признаками молодежи как социальной общности большинство социологов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также некоторые социально-психологические свойства. Одно из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: "Молодежь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет". Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: "Молодежь-социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации". Таким образом, в рамках данной работы можно сформулировать 3 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р <Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года> //URL:http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/specialist_molodoj//КонсультантПлюс, 1992-2015 10 следующее определение молодых специалистов: это социально-демографическая общность, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и состоящая из индивидов, проходящих стадию социализации и обладающих необходимыми образовательными и профессиональными компетенциями для осуществления трудовой деятельности. Так, для характеристики молодых специалистов как особой социальной общности недостаточно обратиться только к трудам по социологии молодежи, мы видим, что важным компонентом здесь является образование, а потому необходимо обратиться к тематике социологии образования. Первым теоретиком в данной области принято считать Э. Дюркгейма, он рассматривал образование как отражение сущности общества и считал главной его функцией поддержание связей между личностью и социумом. В его работах по социологии образования можно выделить следующие основные положения: 1. Образование – это социальный институт. 2. Образование как социальный институт зависит от общественного развития. 3. Социально-экономические изменения в обществе влекут за собой изменения в образовании. 4. Образование непосредственно зависит от потребностей общества. 5. Цель образования как социального института – привитие учащимся таких качеств, которые требуются в данном типе общества. 6. Образование представляет собой процесс социализации молодого поколения. Таким образом, мы видим, что, с точки зрения функционализма, образование является социальным институтом, который должен соответствовать социально-экономическому развитию общества. Учитывая темпы развития современных обществ, система образования не может носить "догоняющий" характер, а наоборот, должна прогнозировать новые тенденции экономического развития. 11 Среди классиков социологии образования можно также выделить П. Сорокина, которому принадлежит теория профессиональной стратификации. Для любого общества справедливым является то, что для выживания и функционирования группы важна профессия, а для успешного выполнения профессиональных обязанностей необходим соответствующий уровень интеллекта. По П. Сорокину, "на нижних ступенях социальной лестницы всегда находились люди, занимающиеся неквалифицированным физическим трудом, низкооплачиваемые работники. Верх социальной лестницы всегда занимали люди с высоким уровнем интеллекта и образования. Это вожди, лидеры, врачеватели, священники, жрецы, военные, управленцы, ученые, политики, изобретатели, предприниматели".4 Таким образом, Сорокин видит прямую зависимость престижа профессии от уровня образования и, соответственно, интеллекта различных социальных групп. Основываясь на вышесказанном, можно сказать, что система образования функционирует в обществе не автономно, а наоборот, находится в сложных взаимосвязях и взаимозависимостях с другими социальными институтами. Институт образования неотделим от экономики, особенно это проявляется в том, что рынок труда выступает в качестве регулятора системы образования, поскольку текущая и перспективная потребность в кадрах в значительной степени формируют ориентации населения в отношении образования. С точки зрения изучения системы образования, интересны не столько теоретические функции образования, а сколько фактическое исполнение этих функций. Для этого полезно рассмотреть систему высшего образования в конкретном обществе, в данном случае в российском, и определить, насколько эта система соответствует текущим требованиям социально-экономического развития. Последние года стали периодом широкомасштабного реформирования 4.Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Академический Проект, 2014. 12 системы российского высшего образования, главной предпосылкой этого стало вступление страны в Болонский процесс. Россия стала участником Болонского процесса в 2003 на Берлинской конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Однако на данном этапе Россия не в полной мере использует инструменты продвижения и интернационализации системы высшего образования. В то время как в соответствии с Берлинским коммюнике, "членство в Болонском процессе подразумевает существенные изменения и реформы для всех подписавшихся стран". За десять лет членства в Болонском процессе Россией должны были быть приняты существенные меры по усовершенствованию образовательного процесса в соответствии с европейскими стандартами. Первые шаги на пути реформ в российском образовании были предприняты в 2012 году и отразились в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". Законодательно приняты все соответствующие меры, подтверждающие завершение реформы образования в соответствии с условиями Болонского процесса. А именно, введена двухуровневая система образования (бакалавриат – магистратура), система кредитов, обеспечены условия академической мобильности, появились предпосылки обучения в течение всей жизни и так далее.5 Введение новой системы высшего образования предполагает и существенное изменение образовательного процесса в рамках ВУЗа по европейскому образцу. Переход вуза к новой системе образования обозначил ряд ключевых проблем. Во-первых, настоящие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основаны на компетентностном подходе. Во-вторых, существенно выросли требования к качеству образования, к более широкому внедрению активных форм обучения с использованием современных информационных и 5 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации". 13 коммуникационных технологий. В-третьих, повысились требования к степени инновационности преподавательского состава. В связи с этими вопросами новая система образования решает следующие задачи. 1. Реализация получения непрерывного профессионального образования, обеспечивающего для каждого обучающегося возможность дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. 2. Повышение эффективности и результативности научных исследований, реализация принципа обучения через проведение научных исследований на всех этапах подготовки специалистов. 3. Подготовка научно-педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями и инновационным мышлением. 4. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию инновационных моделей непрерывного образования и проблемно ориентированного обучения. 5. Мониторинг трудоустройства и карьерного роста выпускников. Можно отметить, что главной целью новой стратегии высшего образования стало формирование необходимых компетенций выпускников вузов для дальнейшего их применения в профессиональной деятельности. "Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность выпускника вуза определяет его социальную значимость, востребованность на рынке труда, мобильность и устойчивость к изменениям социально- экономических условий"6. Проблема формирования в высшей школе профессиональной компетентности будущих специалистов очень актуальна, что подтверждается рядом факторов: это низкий уровень удовлетворенности работодателей степенью подготовки 6 Хвастунова Д.А. Профессиональные компетенции// Управление качеством: формирование компетенций выпускников вуза: Материалы первой региональной научно-практической конференции – Ульяновск: УлГТУ, 2015. С. 56. 14 молодых специалистов; отсутствие стабильной системы трудоустройства выпускников вузов; а также потребностью в росте экономического развития. "На сегодняшний день взаимосвязь между высшей школой и бизнесом представлена цепочкой "вуз – студент – работодатель", где вуз "продаёт" студенту набор образовательных услуг, а студент "продаёт" работодателю набор своих профессиональных знаний и компетенций, занимаясь самопродвижением на рынке труда". Данная ситуация порождает проблему того, что вуз в своей деятельности не ориентируется на удовлетворение потребностей бизнеса, а студент испытывает трудности при поиске работодателя, готового "купить" результат его труда – набор знаний и компетенций. В таких условиях студенту может не хватать мотивации для освоения образовательной программы. "Задачей современного вуза на настоящий момент является изменение характеристик конечного продукта своей деятельности: этим продуктом становится уже не набор образовательных услуг, а набор профессиональных компетенций и знаний. Таким образом, цепочка "вуз – студент – работодатель" сокращается до "вуз – работодатель", что делает постоянное взаимодействие высшей школы и бизнеса необходимым элементом образовательного процесса. При таких условиях и вуз, и работодатель способны мотивировать студента к развитию собственных компетенций и знаний." "Примечательно, что большинство формулировок компетенций в ФГОС начинаются со слова "способность". Известно, что способности определяются как индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности. А обнаруживаются они в процессе практического овладения способами, методами и "секретами" этой деятельности. Склонности, способности и задатки – это только предпосылки формирования компетенций. Очевидно, что обнаружение и развитие профессиональных способностей ("компетенций") выпускника возможно лишь в процессе самой деятельности по выбранной профессии. Кафедры вуза могут заложить лишь основы для 15 развития потенциальных профессиональных способностей. Бакалавр должен быть готов к самостоятельной работе и профессиональному саморазвитию".7 Таким образом, мы видим, что вузовское образование играет важную роль в дальнейшей адаптации выпускника на рынке труда, однако эта роль определяется не столько передачей теоретических знаний по специальности, сколько формированием широкого спектра социально-психологических личностных качеств, которые должны помочь молодому специалисту в дальнейшей реализации и совершенствовании своих компетенций при осуществлении трудовой деятельности. Молодежь как социально-демографическая группа требует отдельного изучения, поскольку она объединяет в себе как ценности предыдущих поколений, так и формирует новые. Интересным в данной области мы считаем исследование самоорганизации и атомизации молодежи. Самоорганизация молодежи как социальной группы определяется "как процесс упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама молодежь". Одной из категорий приведенного исследования является то, какие факторы жизненного успеха выделяет молодежь как наиболее значимые. Авторы сделали вывод, что важными факторами жизненного успеха являются знания, целеустремленность и связи. В этой связи можно сделать вывод, что молодежь акцентирует внимание на приобретении образовательных компетенций, на четкой постановке целей и на формировании сети социального взаимодействия. Однако авторы отмечают, что при том, что молодежь считает, что жизненный успех зависит от приобретенных контактов, представители этой группы не стремятся к активному социальному участию, хотя именно посредством такого участия и приобретается большее количество социальных контактов. Данный парадокс объясняет феномен атомизации молодежи как социальной группы, то есть, данная социальная группа 7Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебнопрактическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2015. 16 характеризуется замкнутостью и изолированностью. Несмотря на низкую социальную активность молодежи стоит отметить, что у них отмечается высокий уровень "веры в самого себя", "что подтверждает значимость для молодежи индивидуалистических практик и ориентаций". Такая тенденция также говорит о том, что для молодежи характерна атомизация, что в данном контексте скорее является преимуществом, поскольку определяются такие важные в современных условиях качества, как целеустремленность, самостоятельность и творческое, нестандартное мышление. При описании ценностей, характерных для молодежи, отмечается то, что построение карьеры стоит для них на втором месте (после создания семьи), далее по иерархии ценностей идут самореализация и свобода в принятии решений и поступков. Остальные описанные ценности значительно проигрывают вышеприведенным. Этот факт вновь подтверждает, что молодежь настроена на построение карьеры и при этом оставаться независимыми в принятии решений. Другими словами, молодежь не хочет быть зависимой от требований каких-либо социальных институтов, что подчеркивает их атомизацию как социальной группы. Итак, выводом к вышесказанному может быть следующее. Молодежь считает важным приобретение культурного (образование) и социального (связи) капитала, самостоятельность и целеустремленность, и при этом характеризуется индивидуалистскими взглядами. Если мы говорим о молодых специалистах на рынке труда, то стоит отметить, что такие ценностные установки являются преимуществом в формировании конкурентоспособности на рынке труда, поскольку удовлетворяют потребности работодателей в сотрудниках с наличием нестандартных взглядов и творческого мышления, обладающие при этом такими качествами, как целеустремленность и стремление к саморазвитию. Подводя итоги первой главы отметим, что конкурентоспособность на рынке труда представляет собой сложную экономическую категорию. Для специалистов конкурентоспособность на рынке труда представляет собой 17 способность соответствовать целям организации, требованиям рабочих мест: максимально полно, непрерывно, качественно и эффективно выполнять функции рабочего места. Основу конкурентоспособности персонала на рынке труда составляют характеристики индивидуальных человеческих ресурсов, которые могут быть оценены как качественно (критерии конкурентоспособности), так и количественно (показатели конкурентоспособности). 18 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА МОЛОДЫХ СПЕИАЛСТОВ 2.1 Состояние рынка труда молодых специалистов в России Рынок труда молодых специалистов определяет не только текущие, но и будущие трудовые отношения, так как создает потенциал социально- экономического развития, выступая инновационным фактором общественного прогресса. Молодые специалисты обладают рядом особенностей, которые обеспечивают им преимущество на рынке труда. К ним можно отнести высокий уровень компьютерной грамотности, быструю обучаемость, простоту адаптации к новым условиям и требованиям и др. Так как молодые специалисты являются главным источником трудовых ресурсов любой страны, проблеме безработицы среди этой группы населения уделяют особое внимание. Высокая напряженность на рынке труда среди молодых людей влечет как экономические, так и социально-психологические последствия. Для проведения активной и результативной политики в сфере занятости необходим мониторинг состояния российского рынка труда молодых специалистов. Проблема трудоустройства молодых специалистов была и остается одной из самых острых на сегодня. При этом, стоит заметить, что она вовсе не является односторонней, а касается как выпускника, так и работодателя. Рассмотрим проблему безработицы и основные препятствия на пути к трудоустройству. Хотелось бы уточнить, что молодежью, в соответствии с постановлением «Об основных направлениях молодёжной политики в Российской Федерации», признаны граждане РФ от 14 до 30 лет. Сегодня молодежь России – это 31,5 млн человек, или 21,5% в трудоспособном населении. Соотношение доли молодежи в общем населении страны 19 представлено на рисунке 1, а возрастная структура молодежи отражена на рисунке 2 . Рисунок 1 – Молодежь России в общем населении страны Рисунок 2 Возрастная структура молодежи Росстат не дает суммарный процент безработной молодежи к экономически активному населению (за 2016 год численность экономически активного населения составила 76.7 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны), но имеется статистика по возрастным группам за 2015 год. В первой группе 14–19 лет, процентный показатель составляет 4,7%, или 199 тысячи человек, во второй группе 20–24 года – 19,8%, или 842 тысячи человек и наконец 16,1% (688 тысяч безработных) среди 25–30 летних. Если просуммировать процент второй и третьей групп, то мы получаем 35,9% безработных молодых людей – это граждане от 20 до 20 30 лет. Довольно внушительная цифра, учитывая что данный возраст наиболее продуктивный для рынка труда. Отметим, что при сложившейся ситуации молодых людей с высшим образованием насчитывается больше, чем с начальным профессиональным, что можно увидеть в отчете Федеральной службы государственной статистики. В 2015 г. на рынок труда вышел 27661 выпускник образовательных учреждений очной формы обучения, из которых 11293 человек, или 40,8% – выпускники вузов, 8733 человек, или 31,5 % – выпускники средних учебных заведений и 7635 человек, или 27,6% – выпускники учреждений начального профессионального образования (Рис. 3). 27,6 Выпускники высших учебных заведений 40,8 Выпускники средних учебных заведений Выпускники 31,5 учреждений начального профессионального образова....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: